Искусство изменит мир к лучшему
Открыть Ответить

Немного о стихосложении

0

0
1
06.05.2008 16:07:23
Эта тема предназначена начинающим (и не только) поэтам, интересующимся таким (не побоюсь этого слова) явлением, как правила стихосложения.

То, что касается стихотворных размеров, ритма, строф, рифмовки - хотя бы в самых общих чертах, для знакомства - будет собрано в этой теме.

Во мне живут Три Веры. Одна из них - в Силу Слова.
5

5
2
06.05.2008 16:42:58
Стихотворные размеры

Итак. Стихотворные размеры имеют собственную систему измерения, называемую стопой.

СТОПА – единица длины стиха; повторяющееся сочетание ударных и безударных слогов. Графически стопа изображается с помощью схемы, где « - » - ударный слог, а «И» - безударный. (от слова "икт", которым обозначается ударный слог в стихе).

Наиболее распространенными в русской (силлабо-тонической) системе стихосложения ( о системах стихосложения речь пойдет чуть позже) являются:

Двухсложные стопы: хорей и ямб (двухсложники).
Трёхсложные стопы: дактиль, амфибрахий, анапест (трёхсложники).

Реже встречаются четырех- (пеон) и пяти-сложники (пентон)

ХОРЕЙ (греч. choreios - плясовой) или ТРОХЕЙ (греч. trochaios - бегущий) - двухсложная стихотворная стопа с ударением на первом слоге. Cхема « - И ».

Мчаться тучи, вьются тучи (жирным отмечены ударные слоги каждой стопы. Всего их четыре. Перед нами - четырехстопный ХОРЕЙ)
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
(А.С. Пушкин)

ЯМБ - двухсложная стихотворная стопа с ударением на втором слоге. Наиболее употребительная стопа русского стиха.
Cхема « И - ». Основные размеры: 4-стопный (лирика, эпос), 6-стопный (поэмы и драмы 18 в.), 5-стопный (лирика и драмы 19-20 вв.), вольный разностопный (басня 18-19 вв., комедия 19 в.).

Мой дядя самых честных правил,
Когда не в шутку занемог,
Он уважать себя заставил
И лучше выдумать не мог.
(А.С. Пушкин)

(как видите, начало и конец стопы не всегда совпадает с началом или концом слова)

ДАКТИЛЬ (греч. daktylos - палец)– трёхсложная стихотворная стопа с ударением на первом слоге.
Схема «- ИИ».

В рабстве спасённое (двухстопный дактиль)
Сердце народное -
Золото, золото
Сердце народное!
(Н.А. Некрасов)

АМФИБРАХИЙ (греч. amphibrachys - с обеих сторон краткий) - трёхсложная стихотворная стопа с ударением на втором слоге. Схема «И - И».

На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она.
(М.Ю. Лермонтов)

АНАПЕСТ (греч. anapaistos - отраженный, т.е. обратный дактилю) - трёхсложная стихотворная стопа с ударением на последнем слоге. Схема « ИИ - ».

Есть в напевах твоих сокровенных
Роковая о гибели весть.
Есть проклятье заветов священных,
Поругание счастия есть.
(А. Блок)

Количество стоп в строке считается по количеству ударных слогов! В конце строки может оставаться один или несколько безударных. Это нормально. Стихо написано одним размером - трехстопный анапест.

ПЕОН – четырёхсложная стихотворная стопа с одним ударным и 3-мя безударными слогами. В зависимости от того, на какой слог стопы приходится ударение, различаются пеоны на 1-й (- И ИИ), 2-й( И- ИИ), 3-й(ИИ-И) и 4-й слог стопы (И ИИ -).

Спите полумёртвые увядшие цветы,
Так и не узнавшие расцвета красоты,
Близ путей заезженных взращённые творцом,
Смятые невидевшим тяжёлым колесом
(К.Д. Бальмонт) Не думай о секундах свысока.
Наступит время, сам поймёшь, наверное, -
Свистят они, как пули у виска,
Мгновения, мгновения, мгновения. (Р. Рождественский)

ПЕНТОН (пятисложник) – стихотворный размер из пяти слогов с ударением на 3 слоге. Пентон разработан А.В. Кольцовым и употребляется только в народных песнях. Рифма, как правило, отсутствует. Схема « ИИ - ИИ»

Не шуми ты, рожь,
Спелым колосом!
Ты не пой, косарь,
Про широку степь!
(А.В. Кольцов)

Особенно актуально для песенных, народных стихов


Продолжение следует…

Во мне живут Три Веры. Одна из них - в Силу Слова.
5

5
3
19.05.2008 13:25:27
Ритм стиха - не только четкое следование размеру, но и сбои ритма. За счет чего они достигаются? Например, за счет сбоя ударения! (Одно маленькое "но" - сбой должен быть систематическим, а не случайным, т.е. повторяться из строфы в строфу в одном и том же месте)

ПИРРИХИЙ - стопа из двух кратких (в античном стихосложении) или двух безударных (в силлабо-тоническом) слогов. Пиррихием условно называют пропуск ударения на ритмически сильном месте в хорее и ямбе.

Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком…
(А.С. Пушкин)

ТРИБРАХИЙ – пропуск ударения в трёхсложном размере на первом слоге («Неповторимая дней благодать…»).

АНАКРУЗА (греч. anakrusis - отталкивание) - метрически слабое место в начале стиха перед первым иктом (ударным слогом), обычно постоянного объема. На анакрузу часто падает сверхсхемное ударение. Анакрузой также называют безударные слоги в начале стиха.

ь Русалка плыла по реке голубой,
Озаряема полной луной;
И старалась она доплеснуть до луны
Серебристую пену волны.
(М.Ю. Лермонтов)

СВЕРХСХЕМНОЕ УДАРЕНИЕ - ударение на слабом месте стихотворного метра («Дух отрицанья, дух сомненья» - М. Ю. Лермонтов).

Когда я ночью жду её прихода,
Жизнь, кажется, висит на волоске.
Что почести, что юность, что свобода
Пред милой гостьей с дудочкой в руке.
(А. Ахматова)

СПОНДЕЙ - стопа ямба или хорея со сверхсхемным ударением. Как результат, в стопе может быть два ударения подряд.

Швед, русский - колет, рубит, режет.
Бой барабанный, клики, скрежет,
Гром пушек, топот, ржанье, стон,
И смерть, и ад со всех сторон.
(А.С. Пушкин)

Не стОит забывать о том, что стопа в конце строки может усекаться Смайл - 04 )

УСЕЧЕНИЕ - неполная стопа в конце стиха или полустишия. Усечение, как правило, присутствует при чередовании в стихах рифм из слов с ударением на различных слогах от конца (например, женских и мужских рифм).

Горные вершины
Спят во тьме ночной;ь
Тихие долины
Полны свежей мглой…ь
(М.Ю. Лермонтов)

Во мне живут Три Веры. Одна из них - в Силу Слова.
5

5
4
09.09.2008 16:40:39
Рифмы и ее разновидности

Рифма - повторение более и менее сходных сочетаний звуков, связывающих окончания двух и более строк или симметрично расположенных частей стихотворных строк. В русском классическом стихосложении основным признаком рифмы является совпадение ударных гласных. Рифма отмечает звуковым повтором окончания стиха (клаузулы), подчеркивая междустрочную паузу, а тем самым и ритм стиха.

В зависимости от расположения ударений в рифмующихся словах, рифма бывает: мужская, женская, дактилическая, гипердактилическая, точная и неточная.

Мужская - рифма с ударением на последнем слоге в строке.

И море, и буря качали наш челн;
Я, сонный, был предан всей прихоти волн.
Две беспредельности были во мне,
И мной своевольно играли оне.


Женская - с ударением на предпоследнем слоге в строке.

Тихой ночью, поздним летом,
Как на небе звезды рдеют,
Как под сумрачным их светом
Нивы дремлющие зреют.


Дактилическая - с ударением на третьем от конца строки слоге, что повторяет схему дактиля -_ _ (ударный, безударный, безударный), с чем, собственно, и связано название этой рифмы.

Девочка во поле с дудочкой ивовой,
Зачем ты поранила веточку вешнюю?
Плачет у губ она утренней иволгой,
Плачет все горше и все безутешнее.


Гипердактилическая - с ударением на четвертом и последующих от конца строки слогах. Эта рифма на практике встречается очень редко. Появилась она в произведениях устного фольклора, где размер как таковой просматривается далеко не всегда. Четвертый слог от конца стиха - это не шутка! Ну, а пример такой рифмы звучит так:

Леший бороду почесывает,
Палку сумрачно обтесывает.

Во мне живут Три Веры. Одна из них - в Силу Слова.
5

5
5
09.09.2008 16:43:56
О рифме точной и неточной

Рифма - повторение более и менее сходных сочетаний звуков в окончаниях стихотворных строк или симметрично расположенных частей стихотворных строк; в русском классическом стихосложении основным признаком рифмы является совпадение ударных гласных.
(О.С.Ахманова, словарь лингвистических терминов, 1969)

Почему незнайка был не прав, утверждая, что "палка - селедка" - тоже рифма? Потому, что он не знал, что на самом деле рифмуются не звуки, а фонемы (звук - частная реализация фонемы) (Р.Якобсон), которые обладают рядом различительных признаков. И достаточно совпадения части этих признаков, чтобы стало возможно рифменное звучание. Чем меньше совпадающих признаков фонемы, тем отдаленнее, тем "хуже" созвучие.

Согласные фонемы различаются:
1) по месту образования
2) по способу образования
3) по участию голоса и шума
4) по твердости и мягкости
5) по глухости и звонкости

Признаки эти, очевидно, неравноценны. Так, фонема п совпадает с фонемой б по всем признакам, кроме глухости-звонкости (п - глухая, б - звонкая). Такое различие создает рифму "почти" точную: окопы - особы. Фонемы п и т различаются по месту образования (губная и переднеязычная). Окопе - осоте - тоже воспринимается как рифменное звучание, хотя и более отдаленное.

Первые три признака создают различия фонем более существенные, чем два последние. Можно обозначить различие фонем по трем первым признакам, как две условные единицы (у.е.); по двум последним - как одна. Фонемы, различающиеся на 1-2 у.е., созвучны. Различия на 3 и более единиц на наш слух созвучия не удерживают. Например: п и г различаются на три у.е. (место образования - на 2, глухость-звонкость - на 1). И окопы - ноги едва ли можно считать в наше время рифмой. Еще меньше - окопы - розы, где п и з отличаются на 4 у.е. (место образования, способ образования).

Итак, отметим ряды созвучных согласных. Это, прежде всего, пары твердых и мягких: т - т', к - к', с - с' и т..д., но к таким замещениям прибегают достаточно редко, так из трех пар рифм "откос'е - росы", "откосы - росы" и "откосы - розы" более предпочтительны второй и третий варианты.

Замещение глухих-звонких, пожалуй, наиболее употребительно: п-б, т-д, к-г, с-з, ш-ж, ф-в (у бога - глубоко, изгибах - липах, стрекозы - косы, народа - налета).

Хорошо отзываются друг другу смычные (способ образования) п-т-к (глухие) и б-д-г (звонкие). Соответствующие два ряда фрикативных ф-с-ш-х (глухие) и в-з-ж (звонкие). Х не имеет звонкого аналога, но хорошо и часто сочетается с к. Эквивалентны б-в и б-м. Весьма продуктивны м-н-л-р в различных сочетаниях. Мягкие варианты последних часто сочетаются с J и в (россии[россиjи] - сини - силе - красивы).

Итак, завершая наш разговор о точной и неточной рифме, повторим, что точной рифма является тогда, когда гласные и согласные звуки, входящие в созвучные окончания стихов, в основном совпадают. Точность рифмы увеличивается и от созвучия согласных звуков, непосредственно предшествующих последним ударным гласным в рифмующихся стихах. Неточная рифма основана на созвучии одного, реже - двух звуков.

Во мне живут Три Веры. Одна из них - в Силу Слова.
5

5
6
09.09.2008 16:49:40
Системы рифмовки

Раньше в школьном курсе литературы обязательно изучали основные способы рифмовки, чтобы дать знание о том разнообразии положения в строфе рифмующихся пар (и более) слов, что должно быть подспорьем любому, хоть раз в жизни пишущему стихи. Но все забывается, и основная масса авторов как-то не спешит разнообразить свои строфы.

Смежная - рифмовка смежных стихов: первого со вторым, третьего с четвертым (аабб) (одинаковыми буквами обозначаются рифмующиеся друг с другом окончания стихов).

Это наиболее распространенная и очевидная система рифмовки. Этот способ подвластен даже детям в детском саду и имеет преимущество в подборе рифм (ассоциативная пара появляется в уме сразу же, она не забивается промежуточными строками). Такие строфы обладают большей динамикой, быстрейшим темпом прочтения.

Выткался на озере алый свет зари,
На бору со звонами плачут глухари.
Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло.
Только мне не плачется - на душе светло.


Следующий способ - перекрестная рифмовка - пришелся по душе также большому количеству пишущей публики.

Перекрестная - рифмовка первого стиха с третьим, второго - с четвертым (абаб)

Хоть схема такой рифмовки с виду как бы чуть сложнее, но она более гибка в ритмическом плане и позволяет лучше передать необходимое настроение. Да и учатся такие стихи проще - первая пара строк как бы вытягивает из памяти вторую, рифмующуюся с ней пару (в то время, как при предыдущем способе все распадается на отдельные двустишия).

Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.


Третий способ - кольцевая (в других источниках - опоясанная, охватная)- уже имеет меньшее представительство в общей массе стихотворений.

Кольцевая (опоясанная, охватная) - первый стих - с четвертым, а второй - с третьим.(абба)

Такая схема может даваться начинающим несколько сложнее (первая строка как бы затирается последующей парой рифмующихся строк).

Глядел я, стоя над невой,
Как исаака-великана
Во мгле морозного тумана
Светился купол золотой.


И наконец, сплетенная рифма имеет множество схем. это обще наименование сложных видов рифмовки, например: абвабв, абввба и др.

Вдали от солнца и природы,
Вдали от света и искусства,
Вдали от жизни и любви
Мелькнут твои младые годы,
Живые помертвеют чувства,
Мечты развеются твои.


В заключение полезно отметить, что не всегда следует так уж жестко, строго и догматично придерживаться неких канонических форм и шаблонов, ведь, как и в любом виде искусства, в поэзии всегда есть место оригинальному. Но, все же, прежде чем кидаться в безудержное придумывание чего-то нового и не совсем изведанного, всегда не мешает удостовериться, что ты все-таки знаком и с основными канонами.

Во мне живут Три Веры. Одна из них - в Силу Слова.
5

5
7
09.09.2008 17:49:51
И еще немного о рифме…

Дополнительно, рифма бывает:

- простая (рифмуется пара слов)
- составная (пара слов в одной строке рифмуется с одним словом): немая - не зная
- разнородная (рифмуются слова разных частей речи): чёрны - проворно
- грамматическая (рифмуются слова одной и той же части речи): ветер - на планете, узор - зорь
- глубокая (совпадают не только ударные гласные и согласные после них, но и те согласные (хотя бы один), что стоят перед ними): немая - не зная
- ассонансная (основанная на созвучии ударных гласных): потревожит - ножек
- диссонансная (основанная на созвучии согласных)
- усеченная (в паре рифмующихся слов у одного из них не хватает звука на конце): землю - дремлет


Возможны корректировки и дополнения (по разным источникам)

Во мне живут Три Веры. Одна из них - в Силу Слова.
5

5
Открыть Ответить

А что не так?

Электронная литература - не мутант, электронная литература - натуральное явление современного образа жизни. (Владимир Филиппов)

Сайты PARROSLAB GROUP

Реклама

ВНИМАНИЕ:

Условия использования материалов
Эти книги мы издавали для вас

Контакты

  • Poland
    ul. Lwowska 17/9A, 00-660 Warszawa
  • +48 728 992118 (Viber,WhatsUp,Telegram)

  • skype:parroslab.group
Медиа каталог
Обратная связь